Главная » Журналистика онлайн »

Журналистика онлайн

 

План занятий:
1. Профессия – журналист:
- журналистика – профессия интересная, творческая, «звездная» и… опасная;
- миссия журналиста;
- микромир редакции, коллективность журналистского труда, взаимодействие;
- права и обязанности журналистов;
- «подводные камни» профессии.
2. Информация и ее источники:
- источники информации: человек, документы (пресс-релизы, сводки от органов государственной власти, организаций и фирм), базы данных, архивы, интернет, объявления, реклама, письма;
- как составить собственный архив и сеть контактов. Записная книжка журналиста;
- как находить нужную информацию;
- правила работы с информацией в журналистике: стандарты профессии.
3. Журналистская этика:
- что такое этика? Взаимосвязь правовых норм и законов нравственности;
- этика работы с источниками информации. Защита анонимных источников;
- этика работы с героями материалов: защита интересов несовершеннолетних, жертв преступлений, несчастных случаев, катастроф;
- шокирующие темы в СМИ: преступления, военные конфликты, теракты, суицид;
- материалы, вредные для общественной морали;
- границы вмешательства в частную жизнь;
- этика освещения уголовных дел и судебных процессов: непредвзятость к обвиняемым и неразглашение их имен, права участников процесса на конфиденциальность;
- отказ от провокации, дискриминации, «джинсы», взяток;
- этика взаимодействия с коллегами и внешним миром;
- цензура и как с ней бороться;
- редакционные кодексы и «фирменные стандарты» – путь к редакционной независимости репортеров от работодателя.
4. Система жанров журналистики. Информационные жанры:
- информация, аналитика и художественная публицистика в газете и на ТВ;
- почему важно знать, различать и не путать жанры. Диффузия жанров;
- информационное сообщение (заметка);
- репортаж – король жанров;
- протокольные события в жанре отчета;
- выступление;
- интервью как жанр и метод сбора информации;
- новости – классика жанра.
5. Снимаем и пишем репортаж:

- тема для репортажа: актуальное событие, заметка в газете или в сети интернет, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. Понятие «информационный повод»;
- техника работы на месте события: ничего не упустить, никого не пропустить; на что обращать внимание, как себя вести, как разговаривать с людьми;
- техника написания: какое время использовать, от какого лица писать, вплетение цитат, прямой речи, сюжет и фабула фактов;
- что такое лид, способы написания лидов. Печатные заголовки, надзаголовки, подзаголовки;
- подводка в телерепортаже. Синхрон, stand-up. Структура телесюжета;
- живой репортаж: с места события – наш корреспондент.
6. Интервью:
- мастера жанра – о жанре. Трудности амплуа интервьюера;
- подготовка к интервью – сбор информации о собеседнике, теме или проблеме;
- составление списка вопросов;
- техника интервью;
- берем интервью: поведение во время беседы, последовательность задаваемых вопросов, новые сюжеты, появляющиеся в интервью, импровизация, выход из сложных ситуаций;
- так называемые «трудные» вопросы: как разговорить собеседника;
- как интервьюировать детей: «проход по минному полю».
7. Система жанров журналистики. Аналитические жанры:
- аналитические жанры в прессе и на телевидении;
- комментарий – компетентный «разбор полета». Асы жанра. Структура, стилистика, формат;
- газетная аналитика: публицистическая статья, обзор, рецензия;
- организация публицистического материала, формулировка лида и постановка главного тезиса, группирование данных (тематический центр, вспомогательные тезисы), заглавия в тексте, врезки. Графика и фото в тексте;
- структура рецензии. Критика и рецензия;
- телевизионная аналитика: итоговое обозрение и корреспонденция (аналог проблемной статьи);
- диалог на ТВ: беседа, дискуссия, ток-шоу. От мирной беседы до схватки и потасовки.
8. Система жанров журналистики. Художественно-публицистические жанры:
- от информационной лаконичности – к экспрессивной палитре художественного слова;
- очерк: зрелищно-публицистическая структура жанра. Человек в центре повествования. Очерк путешествие. «Просто о сложном» в научно-популярном очерке;
- сатира (фельетон и памфлет): критикуем действительность. Разновидности, стилистика, инструментарий жанра. Мастера сатиры;
- эссе – самовыражение автора на заданную тему. Поиск источников, главный тезис, мысленная конструкция, стилистика, повествование.
9. Организация редакции газеты и телеканала:
- структура редакции крупного печатного издания: кто и за что отвечает в редакции;
- структура малой редакции: все в руках одного-двух человек;
- телевидение – сложный организм. Структура телеканала и отдельных редакций;
- журналистские специальности и амплуа
- как планируется номер газеты. Редакционная «летучка» в телевизионной службе новостей;
- продюсирование телепроектов;
- формат современных медиа-редакций: мультимедиа, технология конвергентного ньюзрума.
10. Layout, или проект графического оформления и содержания печатного издания:
- основные понятия. Типы газет (в зависимости от содержания и графического оформления): общественно значимые и бульварные;
- эффективное чтение – время, посвященное чтению, и вытекающие из этого последствия, структура столбца;
- редакционное пространство – постоянные рубрики, тематические колонки;
- графическая «одежда» – макет, выбор размера и вида шрифта для заглавия, подзаголовка, надзаголовка, «выделения», лида, текста;
- ритм газеты;
- структура гранки: когда вертикаль, когда горизонталь, оперирование светом, равновесие между иллюстрацией и текстом (когда им можно пренебречь), вывод иллюстрации в сторону.
11. Фото, видео, монтаж:
- печатная фотография: чем она отличается от остальных. Основные требования к печатному снимку;
- фоторепортаж. Печатный портрет. Цифровая фотография;
- законы фотокомпозиции. Роль света в снимке. Кадрирование;
- компьютерная обработка;
- печатная графика: роль иллюстрации в прессе;
- разделение иллюстраций: а) по функциям, б) по типу использованного оборудования;
- инфографика: как собирать материал, виды инфографики;
- методы подготовки иллюстрации к печати;
- видеосъемка;
- принципы репортажной видеосъемки;
- изобразительные средства экрана;
- современная съемочная техника, цифровой формат;
- законы и принципы работы телеоператора;
- монтаж;
- виды монтажа;
- принципы монтажа;
- современные монтажные программы;
- умеренность в спецэффектах: не путать «свадебный монтаж» с телеискусством.
12. Нет газеты без Читателей, а телевидения без Зрителей:
- кем является Ваш Читатель/Слушатель/Зритель (образование, пол, семейное положение, материальная обеспеченность, место проживания);
- как «измерить» телезрителя? Социология телеаудитории, телеметрия (ТВ-метр, дневник зрителя, интервью, фокус-группы);
- контакт Читателя/Слушателя/Зрителя с редакцией;
- чего Читатель/Слушатель/Зритель ожидает от редакции, как ему помочь;
- почему контакт с Читателем/Слушателем/Зрителем так важен для редакции;
- обратная связь: общение на страницах издания, письма и звонки в редакцию, комментарии на сайте.
13. Нью-медиа и мультиформат:
- универсальный журналист – новое требование рынка;
- особенности интернет-журналистики. Новостные интернет-порталы;
- «рерайтинг» и «копипастинг»: противостояние качественного плагиата и авторской журналистики;
- блогосфера для профессионалов и гражданских журналистов. Вытеснит ли журналистика социальных сетей традиционную?
- инструментарий для журналистов нового поколения.
14. Реклама в СМИ:
- рекламный текст в печати: плюсы и минусы;
- как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать;
- спонсоринг, бартерная договоренность;
- язык рекламных текстов;
- гордиев узел: интерес издателя (защита рекламодателей) и интерес журналиста (описание нарушений в конкретной фирме);
- Product Placement – технология финансирования телепроектов через интегрирование рекламируемого товара в сюжет.
15. Медиа право:
- правовое регулирование деятельности СМИ: кнуты и пряники для журналистов;
- клевета, диффамация и оценочные суждения: свобода слова не означает вседозволенность;
- доступ журналистов на судебные заседания и к судебным материалам;
- иски к журналистам и СМИ. Практика Евросуда по правам человека;
- авторские и смежные права.
16. Резюме курса:
- краткий итог сведений, изложенные в пройденых занятиях;
- как основать газету: бизнес-план;
- как создать телепроект: бизнес-план;
- как разработать интернет-издание: бизнес-план;
- словарь основных терминов;
- список профессиональной литературы;
- очень полезные ссылки.
17. Экзамен.

Фото и видео альбом

В этом альбоме Вы увидите как проходят наши теоретические и практические занятия, а также работы наших слушателей

Отзывы и предложения

Здесь Вы можете оставить свои отзывы, комментарии и впечатления о наших курсах в которых Вы участвовали. Это поможет улучшить предоставляемые нами услуги. Ваше мнение важно для нас!

Образцы документов

Выдаются каждому слушателю после успешного обучения: сертификат образовательного центра и справка государственного образца, утвержденная министерством образования Республики Беларусь с круглой печатью